29.03.2007

Короткая продолжительность светового дня в городах Северной Европы приводит к повышенным расходам электричества на освещение улиц. Зачастую расход энергии на уличное освещение составляет до 38% общего энергопотребления города. Чтобы сократить расходы энергии и уменьшить, таким образом, нагрузку на экологию, в Европе было разработано новое законодательство, предписывающее применение электронных дросселей в системах уличного освещения.

В соответствии с нормами нового законодательства столица Норвегии, Осло, искала решение, которое позволило бы значительно сократить энергопотребление и выбросы CO2. Новая система должна была способствовать сокращению эксплуатационных издержек и расходов на тех.обслуживание систем уличного освещения, обеспечивать безопасность дорожного движения и пешеходов, а также иметь возможность удалённого управления и контроля.

Для реализации этой задачи была выбрана интеллектуальная система управления уличным освещением на базе технологии LONWORKS компании Echelon. Данная система представляет собой открытую архитектуру с возможностью расширения, обеспечивающую коммуникацию между составляющими её приборами не зависимо от их производителя. Этот проект применения технологии управления LonWorks в системах уличного освещения является первым в своём роде проектом такого масштаба.

В 55 000 уличных светильников Осло старые, неэффективные механические дроссели будут заменены электронными Lon-дросселями фирмы SELC Ireland Limited, применяющими технологию PLC (Power Line Communications) компании Echelon. Технология Power Line позволяет использовать уже имеющуюся в наличии электропроводку, сокращая, таким образом, расходы на инсталляцию. Первые 6 500 дросселей были уже установлены, в целом же реализация проекта рассчитана на три года.

Система была интегрирована компанией Kongsberg Analogic AS, специализирующейся на решениях LONWORKS в области энергетического менеджмента, и компанией Philips Lighting, ведущим предприятием по решениям в области освещения.

Удалённое регулирование интенсивности освещения
Управление всеми сегментами системы и регулирование уличных светильников осуществляется через Web-серверы i.LON 100 компании Echelon. Для коммуникации Web-серверов была установлена обширная беспроводная сеть, контрольная станция которой расположена в Осло. Сервисы i.LON протоколируют энергопотребление, определяют срок службы светильников и оповещают об этом систему. К их задачам относится также сбор поступающей от датчиков информации о плотности дорожного движения и о погодных условиях. Web-серверы i.LON 100 компании Echelon снабжены астрономическими часами, позволяющими им определять степень естественного освещения солнечным или лунным светом.

После оценки этих данных происходит автоматическое регулирование интенсивности освещения отдельных уличных светильников или всей системы освещения в целом. Такое регулирование уровня освещения не только значительно снижает расход энергопотребления, но и продлевает срок службы светильников и сокращает издержки на их ремонт.

Благодаря контрольному программному обеспечению компании Streetlight.Vision возможны удалённые контроль и регулирование светильников через контрольную станцию, а также анализ режима освещения и быстрое выявление выходов светильников из строя. ПО StarSense Software компании Philips и ПО Streetlight Suite Software компании Streetlight.Vision регулярно контролируют энергопотребление и отображают результаты на дисплее.

Система автоматизированного уличного освещения в Осло была введена в эксплуатацию компанией Hafslund ASA, крупнейшим производителем и поставщиком энергии в Норвегии. Будучи провайдером полного комплекса услуг, компания Hafslund отвечает как за эксплуатацию, так и за техническое обслуживание системы уличного освещения в Осло. "Если раньше о выходе из строя светильников нам сообщали жители или нам приходилось посылать для контроля светильников тех.персонал, - говорит Эйрик Бьелланн, старший консультант компании Hafslund, - то теперь, благодаря технологии LONWORKS компании Echelon, мы можем мгновенно определить через систему удалённого контроля, какой из светильников вышел из строя, и быстро устранить неисправность, даже прежде, чем она будет замечена жителями".

"То, как быстро будет устранена неисправность светильника, имеет большое значение для безопасности водителей и пешеходов, - добавляет Бьелланн. - Благодаря анализу и расчёту срока эксплуатации того или иного светильника работа технического персонала стала гораздо более эффективной".

Значительное сокращение энергопотребления
Другим важным преимуществом системы автоматизированного уличного освещения является значительное сокращение расходов энергии: благодаря новой технологии город уже сейчас сократил энергопотребление на 62 % (на две трети - за счёт изменений в инсталляции и на одну треть - за счёт сокращения времени продолжительной нагрузки на лампы). Жители Осло привыкают постепенно к изменениям уровней освещения. Ожидается, что варьирование уровня освещения позволит Осло сэкономить ещё дополнительно 10 %-15 % энергии. "Такое сокращение расхода энергии быстро принесёт свои дивиденды, и мы рассчитываем, что уже в следующие пять лет проект полностью окупится", - говорит Том Кристофферсен, ответственный за меры по жизнеобеспечению города Осло.

Hafslund планирует в будущем расширить применение технологии LONWORKS в системах уличного освещения. На сегодняшний день предприятие снабжает энергией сеть из 250 000 уличных светильников. Когда-нибудь создаваемая сейчас инфраструктура будет применяться для всей сети.

"Технология компании Echelon обеспечивает проекту Осло стабильную инфраструктуру для управления уличным освещением, - говорит Бьелланн. - Эта система даёт именно ту гибкость, которая нам, как провайдерам полного комплекса услуг, так необходима, чтобы максимизировать экономию энергии, не забывая в то же время о пожеланиях и нуждах наших клиентов".

Источник: пресс-релиз компании Echelon